суббота, 2 ноября 2013 г.

Из истории. Эль Лисицкий.From history. El Lissitzky.

Эль Лисицкий, настоящее имя Лазарь Маркович Лисицкий (1890 – 1941) –российский архитектор, художник-конструктор, график. Окончил архитектурный факультет высшей школы в Дармштадте (Германия). В 1915 – 1916 годах работал в Москве у архитекторов Р.Клейна и Б.Великовского.

В 1919 году приезжает в Витебск по приглашению Марка Шагала, преподавать графику и печатное дело в недавно открытой Шагалом - Народной художественной школе. Там он сближается с Казимиром Малевичем. На него произвели большое впечатление супрематические принципы в искусстве, которые казались революционными.
Основные элементы архитектонических форм (масса, вес, материальность, пропорции, ритм, пространство и т.д.) прорабатывались Л.Лисицким на плоскости в графических экспериментах — «Проунах» (проекты установления нового).
«Проун есть пересадочная станция по пути от живописи к архитектуре», — так определил свои искания он сам.

 

Proun 30.Ель Лисицкий.


 Проун.Эль Лисицкий.


Один из его интересных и известных проектов - это горизонтальные небоскребы.
Всего предполагалось восемь однотипных зданий для центральных учреждений в виде вытянутых по горизонтали двух-трехэтажных корпусов с центральным коридором (общая протяженность корпусов около 1 80 м, ширина — 16 м). Корпуса подняты над землей (на высоту около 50 м) на трех вертикальных опорах (сечение 10 х 16 м), в которых размещены лифты и лестницы, причем одна опора связывает здание непосредственно со станцией метрополитена, у двух других опор устроены остановки трамвая.
Плюс ко всему, небоскребы предполагалось возводить так, чтобы со стороны Кремля или "из области", каждый из них смотрелся одинаково, что служило бы дополнительным направляющим ориентиром. Так же планировалось ввести свой цвет для каждого из 8 сооружений
.
В этом проекте Л.Лисицкий противопоставляет старой Москве с ее атрофирующимися частями новую архитектуру, желая тем самым углубить существующий контраст и дать новый масштаб городу, в «котором человек сегодня больше не мерит собственным локтем, а сотнями метров». Архитектура его небоскреба представлялась со всех точек зрения на здание однозначно, что было особо подчеркнуто в графическом оформлении проекта.
Проект «горизонтального небоскреба» рисует нам Л.Лисицкого как новатора в архитектуре, стремящегося использовать в строительстве все достижения науки и техники и индустриальные методы возведения зданий.





Серия небоскребов для Москвы. VII
Проект Эль Лисицкого (1923-25)


В 1921 году Лисицкий отправился в Берлин, устанавливать нарушенные Первой мировой войной контакты с деятелями искусства Запада. Он явился полномочным представителем русского искусства авангарда. Художник читал лекции в Германии и Голландии, устраивал персональные выставки в Берлине и Гановере. В 1922 году вместе с писателем Ильей Эренбургом издал международный журнал «Вещь». Журнал выходил на русском, немецком и французском языках и был посвящен решению проблем современного искусства.
Летом 1925 года Лисицкий возвращается в Москву. Первые месяцы по возвращению на Родину он создает архитектурные проекты, из которых ни один не был претворен в жизнь. Затем он почти совсем отходит от архитектурно-строительной деятельности, но реализует свой творческий потенциал в успешном оформлении больших тематических и международных выставок. Лисицкий был создателем павильонов СССР на международных выставках рубежа 1920 – 1930-х годов в Германии.
30 декабря 1941 года Лисицкий умер в Москве от туберкулеза.

 Передвижная трибуна В.Ленина. Эль Лисицкий.






Комментариев нет:

Отправить комментарий